Наша страничка на Facebook
Партнёры
Главная страница
Актуальная тема
28.01.2019
Миссия Казахстана в Совете Безопасности ООН
  В Тбилисском Открытом Университете состоялся круглый стол, посвященный итогам деятельности Республики Казахстан в Совете Безопасности ООН. В осуждении участвовали представителей академического сообщества Грузии, политологи, экономисты, юристы. 
 
 28 июня 2016 года по итогам голосования в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Казахстан, набрав 138 голосов из 193 государств - членов ООН, был впервые избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы. Работа Казахстана в СБ ООН началась 1 января 2017 года. Казахстан стал первым в истории членом совета, представляющим регион Центральной Азии. В январе 2018-го года центральноазиатское государство занимало место председателя СБ. 
Полномочия Казахстана как члена СБ завершились 31 декабря ушедшего года. 
 
Казахстан использовал свое членство в СБ ООН для продвижения своих национальных стратегических интересов в укреплении стабильности и безопасности для страны, а также в регионе Центральной Азии. Официальной позицией Астаны была и остается осуществление задачи превратить центральноазиатский регион в "зону мира, сотрудничества и безопасности". 
 
Акценты, расставленные Астаной будучи членом и в особенности председателем в Совбезе, важны и для Грузии. В качестве примера достаточно привести Афганистан, урегулированию ситуации в котором уделяет особое внимание Казахстан. Ведь в миссии НАТО в Афганистане наша страна принимает активное участие, грузинские военнослужащие ценой риска своей жизни поддерживают мир в этой стране, и мы все знаем на печальном примере погибших грузинских солдат степень этого риска. Среди грузинской общественности участие в миссии на территории Афганистана воспринимается неоднозначно. Так что чем скорее разрешится афганский вопрос, тем лучше для всех, в том числе и для Грузии. 
 
 
Казахстан помог Афганистану в проведении парламентских выборов на очень тяжелом фоне безопасности. Казахстан активно поддерживает Афганистан как в ООН, привлекая внимание мировой общественности к время от времени забываемой проблеме этой важной азиатской страны, так и напрямую, в рамках программ помощи в области образования, сельского хозяйства, поставками муки и зерна, строительства мостов и укреплении рек, построил дамбу и школы, а также больницы, дороги и мосты. Это не весь список того, что Казахстан делает, чтобы помочь и ускорить развитие Афганистана. В рамках официальной помощи Астана с Японским агентством организации сотрудничества дает возможность афганским студентам получить высшее образование. Казахстан взял на себя обязательство обучить 1000 афганских студентов. В 2019-ом году это будет делаться с акцентом на женщин.  Обучение проводится не только для студентов, но и для действующих специалистов. 
 
   Более ощутимой и осязаемой оказались старания Казахстана улучшить ситуацию в Сирийской Арабской Республике. И дело не только и не столько в оперативной обстановке на территории этой страны, которая за последние месяцы значительно улучшилась. Куда более сложной задачей было гармонизировать интересы Ирана, России, США и Турции по сирийскому вопросу. Изменить геополитические интересы этих государств в принципе невозможно, однако Казахстан себе и не ставил недостижимых целей. Но налицо смягчение позиций больших игроков, они по краиней мере не столь активно, как в предыдущие годы, обвиняют друг друга в тех или иных действиях, а задумались над поиском путей выхода из сложной ситуации. 
 
 
     Докладчик круглого стола, политолог Гулбаат Рцхиладзе отметил: 
 
«Нераспространение ОМУ сегодня – это по сути вопрос выживания человечества. И этот мэсседж Казахстан, воспользовавшись главной трибуной мира, попытался этому миру донести. И это был не просто призыв, а в лучших традициях казахстанской внешней политики – детальный план, как сегодня минимизировать ядерную угрозу. Главным мероприятием председательства Казахстана в СБ ООН стал прошедший 18 января 2018 г. тематический брифинг высокого уровня на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия» под председательством Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Заседание продемонстрировало, что меры укреплении доверия, а также усиление инструментов превентивной дипломатии могут послужить отправной точкой для достижения прогресса по многим критическим вопросам, не находящим своевременного разрешения из-за политической конъюнктуры во взаимоотношениях мировых держав.
 
 В частности, Нурсултан Назарбаев предложил выработать реально работающий механизм наказания за приобретение и распространение ОМУ, а также усложнить выход из Договора о нераспространении ядерного оружия, который пока остается каким-никаким, но все же элементом сдерживания в мире.
 
А чтобы эти меры по-настоящему работали, Казахстан призвал страны начать, наконец, диалог, а не опасные перепалки, и доверять друг другу. Вот оно, самое важное. Доверие, которого так не хватает современным международным отношениям. Доверие, которое могло бы решить все конфликты и кризисы в мире. Доверие, которое сделало бы оружие массового уничтожения абсолютно ненужным и бесполезным. Быть успешным и авторитетным государством можно ведь и без него. Казахстан каждый день доказывает это на своем примере.
 
Принятое по итогам заседания Заявление Председателя СБ ООН (Presidential statement) под номером S/PRST/2018/1 посвящено Всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов. В данный документ наряду с вопросами раннего предупреждения, превентивного развертывания, посредничества, миротворчества, постконфликтного миростроительства и укрепления мер подотчетности были впервые включены проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. В этом заключается уникальность принятого документа.
 
Казахстан в качестве Председателя Совета Безопасности ООН обеспечивал бесперебойную ежедневную работу Совбеза при содействии Секретариата ООН и исполнял функции, возложенные в соответствии с мандатом. В ходе председательства Казахстана состоялось около 30 заседаний в формате консультаций, брифингов и дебатов, по итогам которых были приняты резолюции и заявления для прессы Председателя Совета.
 
Мы же в Грузии знаем, что Казахстан наш надежный друг и союзник по территориальной проблеме и Астана никогда не признает наши земли "независимыми". От своего имени и думаю, что никто не возразит, от имени всех присутствующих здесь я хочу поблагодарить Казахстан за такую позицию, а также за проведенную продуктивную работу в СБ ООН». 
 
   Гулбаат Рцхиладзе также озвучил инициативу, связанную с началом исследований вопросов мира на Кавказе и в Центральной Азии при участии американских, российксих, казахских и кавказских экспертов:
 
 
 
«Предлагаю инициировать создание международной экспертной площадки в Грузии с целью поспособствовать началу диалога по кавказской, ближневосточной и среднеазиатской проблематике.  Речь идет о политологах и представителях смежных профессий из Казахстана, Грузии, Азербайджана, Армении, США и России. 
Как я уже отметил, «диалог» должен идти между международными экспертами о возможностях найти компромисс в кавказской политике, смягчить острые углы и не допустить превращение нашего региона в арену конфронтации и даже войны. Кавказская же проблематика достаточно тесно переплетена с каспийско-центральноазиатским регионом. У Казахстана свои конкретные экономические интересы в Грузии хотя бы по причине осуществленных в грузинскую экономику инвестиций. Казахстан является соседом Азербайджана по Каспию и поддерживает тесные торгово-экономические связи с Баку. С Арменией у Казахстана общее оборонное пространство в рамках ОДКБ. Казахстан и его центральноазиатские соседи заинтересованы в широком «поясе стабильности» вокруг себя в том числе и ввиду проблемы религиозного экстремизма, которая актуальна на Кавказе и на Ближнем Востоке. Так что в целом лишне доказывать взаимосвязь Кавказа, Центральной Азии, а также Ближнего Востока. Это и есть самая что есть взаимозависимость на Евразийском континенте.
В перспективе я думаю можно привлечь специалистов из Турции и Ирана, этот момент, думаю, что назреет, если «площадка» начнет работать.
 
При этом участие представителей нашей страны, а также наших ближайших соседей — азербайджанцев и армян возможно и даже необходимо по тематическим вопросам, когда речь будет вестись о наших внутренних делах. 
В целом принципиально площадка задумана как возможность прямого диалога между международными экспертами по нахождению точек соприкосновения не только в Кавказском регионе, но и по проблемам иного масштаба.
Повестка дня еще не определена, в настоящее время веду переговоры с российскими и американскими коллегами, армянские и азербайджанские специалисты будут поставлены в известность в случае успешного завершения консультаций с ними. Своими советами помогают и казахстанские специалисты, у которых есть опыт по схожим ситуациям благодаря различным миротворческим инициативам Казахстана. На следующем этапе они будут вовлечены в процесс напрямую.
 
Планируется создать площадку в Тбилиси, при участии академических кругов – надеюсь, при участии каждого из вас. У меня была такая идея, создать на базе университета «Центр по изучению проблем мира». Сегодня мы близки к осуществлению этой идеи.
 
Наша цель: предотвратить окончательное формирование Кавказа и в частности, Грузии, в качестве арены противостояния между Россией и США, Западом. Наш проект уникальный, у него нет аналога. В этом состоит его привлекательность, но в то же время и сложность».
 
 
На встрече состоялась дискуссия, в которой участвовали тюрколог Заур Мчедлишвили, кавказовед Мамука Арешидзе, политолог, профессор Валерьян Долидзе, востоковед Василий Папава, историки Тариэл Гагнидзе и Виктор Цаава, экономисты Иосиф Арчвадзе, Дэмур Гиорхелидзе и другие специалисты. На встрече присутствовали журналисты, лекторы и студенты Тбилисского Открытого университета, другие заинтересованные лица. Были высказаны различные соображения, однако докладчики были солидарны в одном вопросе: дружественное партнерство Грузии с Казахстаном должно развиваться и надо признать заслугу этого государства в деле укрепления мира в масштабе всей планеты. –
 
WxcP9avwV_w
Статьи по теме
Партнёры