Наша страничка на Facebook
Партнёры
Главная страница
Актуальная тема
24.01.2013
Политика соседства Грузии по отношению к Азербайджану

  26 декабря 2012 года состоялся визит премьер-министра Грузии Б. Иванишвили в Азербайджанскую республику. Из-за того, что отношения с соседними странами вызывают множество спекуляций и страстей в грузинском обществе, необходимы разъяснения вокруг наиболее важных вопросов и главных тем.

 Отношения между Грузией и Азербайджаном, как и между Грузией и другими странами, можно разделить по такой классификации: то, что входит в интересы Грузии, то, что входит в общие интересы Грузии и Азербайджана и, что входит в интересы Азербайджана.

 Среди тех вопросов, которые волнуют Грузию, в первую очередь, можно отметить цены на азербайджанские энергоносители, в основном, на природный газ. Визит Иванишвили в этом смысле оказался безрезультатным, то есть, уменьшения тарифов не произошло. Но этот результат не может считаться однозначно негативным, так как цены в настоящий момент и так не высоки (145 долл. на тыс. кубометров), по сравнению с мировыми ценами. Как заявил Иванишвили, все еще есть резервы, чтобы тарифы на природный газ внутри Грузии были уменьшены, в первую очередь, за счет компоненты дистрибуции. 

 Что касается других основных тем повестки дня, здесь больше заинтересованности Азербайджана. В первую очередь, это касается проекта железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Этот проект полностью входит в интересы Азербайджана. Как известно, Грузия почти не получает выгоду от задействования этой железной дороги. Наоборот, в проигрыше оказываются порты Грузии (Поти, Батуми) и сама Грузинская железная дорога.

 Но этот вопрос следует рассматривать также и в геополитическом смысле. В Грузии часто можно услышать мнение, что открытие железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси, хотя и невыгодно по экономическим показателям, но зато имеет важное политическое значение и выигрышно в геополитическом плане. Но вопрос следует поставить так: в каком случае этот проект может быть выгодным для Грузии в политическом плане? - Только в том случае, если Грузия использует его как рычаг давления в отношениях с Азербайджаном и Турцией. То есть, говоря другими словами, он может быть определенным козырем, так как в руках Грузии будет коммуникация, которая соединяет эти две страны (Азербайджан и Турцию) друг с другом.

 Здесь же возникает вопрос: а может ли Грузия использовать этот вопрос в будущем как рычаг, то есть, осуществлять даже некий шантаж в отношении Азербайджана и Турции, если отношения с этими странами осложнятся? Например, обострился вопрос по поводу принадлежности монастыря Давид-Гареджи, или аппетиты Турции насчет Аджарии еще больше возрастут. В таком случае, сможет ли Грузия каким-то образом оказать воздействие на Азербайджан и Турцию, с учетом того обстоятельства, что железная дорога проходит через нашу территорию?

 Ответ на этот вопрос таков, что Грузия не является таким тяжеловесным и серьезным  государством, чтобы дать себе волю осуществлять подобного рода шантаж по отношению к этим соседним государствам – допустим, если Азербайджан повысит тарифы на газ для Грузии, то она остановит железную дорогу Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Сделать это в рамках легитимных способов невозможно и это будет большим риском для нашей страны.

 Следует отметить, что Грузия и так имеет рычаги воздействия на Азербайджан и Турцию, так как коммуникации, связывающие эти страны, и так проходят по территории нашей страны. Таким образом, новую железную дорогу следует рассматривать, как обузу для Грузии, которая создает экономические, политические и возможно, экологические проблемы, так как маршрут проходит по местности, где хрупкие экосистемы. Что касается экономической стороны вопроса, премьер Иванишвили уже отметил, что здесь остаются вопросы и их надо урегулировать до начала осуществления проекта. 

 Таким образом, железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси полностью в интересах Азербайджана и именно эта страна требует ее ускоренного осуществления.

 Следующий вопрос межгосударственных отношений также в интересах Азербайджана. Он касается положения азербайджанского бизнеса в Грузии. Основной бизнес, как известно, сосредоточен в сфере энергоресурсов, в частности, касается деятельности компании «СОКАР» в Грузии. Видимо, азербайджанский бизнес получил некие гарантии для деятельности в нашей стране, что несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Мы знаем, что в последние годы Грузия оказалась отрезанной от российского пространства, однако до сих пор остаемся зависимы от северного соседа, например, в вопросе сезонных поставок электроэнергии. Из-за того, что Грузия пыталась отгородить себя от России, создалась ситуация, когда наша страна оказалась почти полностью зависима от Азербайджана, что, конечно, не является нормальным явлением.

 Были разговоры о диверсификации путей поставок энергоносителей, о включении Ирана в эти проекты, но мы не можем пока развивать энергетическое и транспортное сотрудничество с ИРИ, так как Грузия находится в зависимости от США, которые пытаются блокировать связи других государств с Ираном. Также выключена из этого вопроса и Армения, через которую мог бы пролегать энергетический коридор в Иран, так как отношения Азербайджана и Ирана не так хороши, как могли бы быть.

 Есть еще один вопрос – территориальной целостности, который находится в общих интересах обеих стран (Грузии и Азербайджана). В январе 2013 года, перед визитом Иванишвили в Армению, имела место определенная провокация со стороны СМИ Азербайджана. Они раздули скандал из заявления министра иностранных дел Грузии М. Панджикидже и представили его так, как-будто заявление было антиармянским. В то же время, и в Армении есть определенные силы, которые стремятся обострить отношения с Грузией, но они маргинальны. Таким образом, провокационные действия азербайджанских СМИ не смогли вызвать осложнений в отношениях между Грузией и Арменией.

 Грузия признает территориальную целостность Азербайджана, но в этой позиции нет ничего нового для Армении. От того, если кто-то упомянет Карабах, ничего не меняется, это вопрос лишь дипломатического этикета – когда и как можно высказаться, однако этим принципиальная позиция не меняется. В противном случае выходит, что все признают территориальную целостность Грузии, но не подразумевают под ней Абхазию и Южную Осетию, что, конечно же, неприемлемо для нашей страны. Поэтому, если мы говорим, что территориальная целостность Азербайджана подразумевает и Карабах, это понятно для Армении. Для Еревана достаточно и того, что твердая позиция Грузии заключается (и должна заключаться в следующем): проблему Нагорного Карабаха можно решить только мирными способами, без применения военной силы.

 

Институт Евразии

Статьи по теме
Партнёры