Наша страничка на Facebook
Партнёры
Главная страница
Анализ
01.03.2010
Саакашвили последует за Ющенко в политический офсайд?

В Грузии настала очередная «горячая» политическая весна. Слово «горячая» мы взяли в кавычках, хотя не исключено, что кавычки придется убрать, если оппозиция наконец исполнит свои обещания «обломать руки» властям, в случае очередных сфальсифицированных выборов. Однако, детальный анализ событий немножко отложим, а пока рассмотрим некоторые общие соображения.

В этой статье не будем касаться деятельности конкретных представителей оппозиционных сил, а выделим некоторые общие тенденции, которые, на наш взгляд, уже фиксируются в грузинской политике.

Что это за тенденции? В первую очередь, это может быть начало конца русофобии, как политической линии. Вспомним деятельность Саакашвили на президентском посту. Если исключить первые несколько месяцев, когда он посетил Москву с визитом и встретился с Путиным, начиная с лета 2004 года, красной нитью сквозь риторику и деяния Саакашвили проходила последовательная русофобия. Были и исключения: например, российские инвестиции Саакашвили «толерантно» не отвергал, наверно, ен в последнюю очередь потому, что кроме российских и казахских компаний никто особенно не спешил вкладываться в грузинские промышленные и инфраструктурные активы.

Посмотрим также на идеологическую линия контролируемых национальным движением телеканалов. Русофобия и антирусские передачи почти захлестнули их, особенно за последние недели и месяцы. Чего стоит хотя бы совершенно некорректные, непонятные и клеветнические передачи о патриархе России и пр.

Антирусские и русофобские заявления людей из окружения Саакашвили также приобрели за последнее время истерический характер. Выделяющийся на этом поприще депутат Нугзар Циклаури даже предлагал убрать памятник Пушкину и запретить русскую литературу. Что касается памятников, вспомним злополучный мемориал в Кутаиси, взрыв которого, хотя и был антигрузинским по своей сути, задумывался властями Грузии, как антирусский акт, под прикрытием антисоветизма. На днях министр иностранных дел Лавров специально подчеркнул наличие этой тенденции в грузинской политике: по его словам, Саакашвили сознательно пытался разорвать тонкие, глубинные связи между народами. Такое четко заявление на данную тему со стороны высокого должностного лица в России приходится слышать нечасто, если вообще не впервые.

Фактически, политика Саакашвили как две капли воды похожа на политику бывшего президента Ющенко. Он тоже действовал в основном на «культурном» фронте: присваивал звания героев антисоветским, пронацистским элементам, пытался создавать максимальные барьеры для русского языка и т.д. В Грузии пока дело не дошло до присвоения звания героя генералу вермахта Ш. Маглакелидзе, но при сохранении такой политики, это явно не исключено.

Эта политика, которая особенно усилилась после августовской войны, не является случайной. Фактически, у Саакашвили нет свободы маневра. Руководство России категорически исключило любые контакты с этой властью и восстановление официальных отношений. Наоборот, на уровне президента Медведева делаются жесткие заявления, в которых Саакашвили объявляется персоной нон грата, военным преступником и т.д. Москва недвусмысленно дает знать, что с грузинской властью, в которой будет представлен Саакашвили, она не будет иметь никаких дел.

Это значит, что Саакашвили находится в тупике и у него не остается другого пути, кроме того, чтобы продолжать жесткое противостояние с Россией, хотя бы на уровне риторики и не только. При этом, руководство России подчеркивает, что оно различает между собой Саакашвили и грузинский народ и поэтому готово предпринять определенные шаги, чтобы облегчить положение обычных людей, например, восстановить прямое авиационное сообщение между странами.

Но такая патовая ситуация в русско-грузинских отношениях не устраивает не только грузинский народ, но и определенные силы на Западе, прежде всего в Западной Европе и возможно, в США. Континентальная Европа, чьим ядром являются Германия и Франция, вынуждена все время вставать между двумя соседями-врагами и играть роль буфера, а это мешает ее отношениям с таким важным партнером, как Россия. Кроме того, режим Саакашвили сформировался к монолитный, весьма авторитарный режим, который зиждется на культивации образа врага из России. Но такой режим, тем более в условиях открытого противостояния с могучим соседом, не имеет шансов сблизиться с Европой и рассчитывать на членство в Евросоюзе, НАТО и других структурах. Соответственно, континентальная Европа не может торговаться с Россией по этим позициям и достичь компромиссов по включения Грузии в зону совместного влияния Европы и России и т.д.

Можно предположить, что и новой администрации США «подарок» республиканцев Саакашвили доставляет некоторый дискомфорт. Тем более, в условиях экономического кризиса, когда эта администрация пытается «перезагрузить» отношения с Москвой. Хотя, пока нет признаков того, что в Вашингтоне окончательно и бесповоротно списали Саакашвили.

Таким образом, зафиксируем два тезиса: а) У Саакашвили нет другого пути, кроме как продолжать жесткую конфронтацию с Россией, особенно на уровне риторики и русофобских, антирусских заявлений; б) Некоторым силам на Западе невыгодно бесконечное продолжение такой политики. Ситуация вошла в тупик.

К тому же, делу, вероятно, не поможет и перестановка фигур. Несколько месяцев назад мэр Тбилиси Угулава сделал довольно примечательные заявления в интервью русской версии журнала «Ньюсвик». Он попытался сделать реверансы в сторону Путина и выпустил «мессиджи» умеренной, даже «пророссиской» направленности. Однако, со стороны Москвы не последовало реакции. Как видно, там одинаково непримелемы Саакашвили и его ближайшее окружение, тем более, что Угулава принимал непосредственное участие в августовских событиях, что не являлось его обязанностью. Но, в любом случае, если Саакашвили рассматривает Угулаву, как своего «наследника» и собирается каким-то образом остаться в новой власти, которая сформируется не позднее 2013 года, то сохраняется то же положение тупика в отношениях с Россией. К томе же, трудно представить, что будет делать Саакашвили во время возможного президентства Угулавы, если он не будет занимать какую-то ключевую должность в это время. Поза Дэн Сяопиня, который контролировал китайскую политику, не занимая никакой должности, вряд ли будет реальной для него. Также маловероятно, что после 4-летнего «выхода из игры» Саакашвили сможет опять вернуться в политику, учитывая характер системы, который он построил, его реальный рейтинг и резко негативное отношение по отношения к нему значительной части населения.

Это значит, что Саакашвили, по всей вероятности, не сможет чуть-чуть подвинуться, но сохранить реальную власть в условиях сравнительно слабого президента (т.н. вариант Путина) и в то же время, выйти из того тупика, в котором сейчас находится. Другими словами, Саакашвили либо окончательно должен уйти из политики, либо продолжать конфронтационный, русофобский курс до конца, пока хватит ресурсов. Другого выбора у него, по-видимому, нет. Устраивает ли подобная перспектива людей, стоящих рядом с ним? Это может быть видно уже в этом году.--

Статьи по теме
Партнёры