Наша страничка на Facebook
Партнёры
Главная страница
Анализ
14.02.2013
100 дней работы нового правительства

Температура политической напряженности на прошлой неделе превзошла все ожидания. Политическое шоу открыл премьер-министр, закрыл же его в конце недели президент. В промежутке было состязание между двумя парламентскими фракциями  - большинством и меньшинством, точнее же переливание из пустого в порожнее, т.к. попытки заручиться поддержкой меньшинства по вопросу об ограничении функций президента изначально были обречены на провал.

Надо отметить, что  общественный интерес был направлен в большей степени на первое из данных трех явлений, т.к. рычаги власти находятся в руках премьера и, следовательно, именно от премьера, а не от парламента или уходящего в политическое никуда  президента, ожидает общественность политических действий.

Трудно определить, оправдало ли почти трехчасовое выступление премьер-министра ожидания общества, т.к.   состоявшейся пресс-конференции сопутствовали как положительные, так и отрицательные моменты. По объективной оценке положительно-отрицательный настрой присутствовал в равном объеме, хотя на определенную часть общества, причем не разделяющую взглядов  «единого национального движения», пресс-конференция произвела бесспорно негативное впечатление.

Правительству трудно дать оценку  100 первым рабочим дням своей деятельности, такая практика перенята из опыта зарубежных стран, она непривычна и неудобна в условиях грузинского политического пространства, особенно же для грузинского политического мышления. Почему же такая оценка стадневного периода неприемлема в Грузии и странах, подобных ей?  

В молодой стране с юной политической системой и незрелыми политиками, с несформировавшимися государственными структурами и малоэффективным аппаратом невозможно дать точную или хотя бы  приблизительную оценку работе, проведенной за 100 дней, особенно учитывая тяжелое положение, оставшееся в наследство от прежней власти и затрудняющее возможность нормального функционирования.

В зарубежных странах  оценка ста дней работы правительства является делом обычным. И не потому, что люди в этих странах более умны или развиты, а потому, что они живут так многие десятки лет, они менее коррумпированы, менее ленивы. Им не приходится, как нам, начинать с нуля и поднимать разоренную и разграбленную страну.

В течение 20 лет независимой жизни в Грузии сформировано уже четвертое правительство. Ни одно из них не смогло начать свою деятельность, имея хотя бы минимальное количество проблем. Все четыре правительства начинали работу с нуля. Так произошло и в этот раз. Правительство Иванишвили получило  в наследство не только «хромую» страну, но  и расколотое надвое правление и ставшую врагом оппозицию.

Несмотря на это Иванишвили все же смог сделать кое-что за 100 дней, о чем он говорил пространно и гордо в начале пресс-конференции. Чтобы не повторяться, мы не станем заострять внимание на достижениях, отметим лишь, что общество сочло эти достижения недостаточными.

В чем же состоит главное достижение Иванишвили? Во-первых, удалось побороть если не полностью, то хотя бы в значительной степени, фактор страха, существующий в обществе в течение последних 9 лет. Начался процесс восстановления справедливости, задерживаются и допрашиваются  нарушившие закон государственные служащие и др. Освобождены и покинули тюрьмы  политические заключенные, осужденные прежней властью за несуществующие, выдуманные преступления.

Вместе с тем общество категорически требует наказания представителей прежней власти. Люди не могут смириться с тем, что виновных задерживают на короткий срок, а затем отпускают. Требования общества необходимо учитывать. Излишняя лояльность отрицательно воспринимается людьми, вызывая в них недовольство правительством.

Иванишвили говорил о достижениях, результаты которых проявятся в будущем. Этим он попытался оправдать свои необоснованные предвыборные обещания, касающиеся снижения тарифов на энергоносители. Обещания не будут выполнены, хотя незначительное снижение все же произойдет.

Лучше мало, чем ничего. По нашему мнению, было бы намного лучше воздержаться от самовосхваления, искренне признать, что на данном этапе снижение тарифов до обещанного уровня неосуществимо, и принести извинения. Однако Иванишвили без колебаний отметил, что он и его команда выполнили все данные ими обещания, а те, что не смогли выполнить, будут реализованы до конца года или же к четвертой годовщине.

Видимо, премьер-министр действительно уверен в том, что сделал все, что обещал. Исходя из этого не будет ничего удивительного, если через 2-3 года он скажет: «Я выполнил все свои обещания, но вы не хотите этого видеть». К подобным высказываниям  со стороны правительства Саакашвили народ уже привык, второй раз это не сработает. Как говорится, «вам и карты в руки». Осень наступит очень скоро, будем надеяться, что хотя бы часть обещаний премьера будет выполнена.

Трудно поверить в снижение цен на бензин, т.к. исходя из международных цен на топливо, снижение цены на 10 тетри нельзя считать результатом целенаправленной деятельности правительства. Существующая в сфере купли-продажи бензина монопольная разбойничья система нуждается в серьезном изучении и анализе, к сожалению, в настоящее время подобная работа не ведется, и, видимо, не будет вестись до формирования Антимонопольной службы.  

Предметом серьезного изучения должен стать вопрос о ценах на лекарства. Иванишвили прав, работающие в этой области фирмы действительно снизили цены на некоторые медикаменты, однако в перечень попали в основном медикаменты, цены на которые были непомерно раздуты. Возьмем, к примеру, «Алзепил» - лекарство, стоившее 180 лари, стало стоить 80 лари, т.е. цена снизилась по сравнению со вчерашней на 100 лари.

Нам остается лишь сказать спасибо. Однако все это шито белыми нитками. Трудно представить другую страну, в который произошло бы такое резкое снижение цен. Какова же реальная цена  лекарства, продаваемого в аптечной сети PSP – предыдущая 180 лари или нынешняя 80 лари?  «Бедная» PSP так ведь может и разориться. Однако данная фирма и ее шеф явно не будут действовать в ущерб себе, тем более в пользу потребителя. Доказательством тому служит «обслуживание», предоставляемое «Нью госпиталем» (являющимся собственностью фирмы). Так что громкое заявление премьера о снижении цен на лекарства требует значительных усилий.

Пресс-конференция оголила многие нюансы,  которые вызвали не совсем здоровую реакцию в народе. Например, вопрос о переносе парламента в Тбилиси. По мнению господина Бидзины,  осуществление данной процедуры необходимо для облегчения контроля над деятельностью парламента. Именно эту фразу подхватило меньшинство, которое повторяло ее с завидным постоянством, причем имея все основания, в ходе парламентских дебатов.

Иванишвили был прав, однако было бы предпочтительнее не высказывать свою мысль вслух, в публичном же выступлении использовать другие выражения.

В период своего 9-летнего правления Саакашвили осуществил не одну авантюру. К их числу относится и перенос парламента в Кутаиси. Рассредоточение государственных учреждений по разным уголкам Грузии является явным преступлением, т.к. наносит вред системе правления страны, вызывает рост бюджетных расходов, снижает оперативность, ведет к распаду человеческих связей и др.

Ни в одной стране мира за редким исключением вы не найдете парламента, который находился бы за пределами столицы. Перенос парламента в Кутаиси ослабил законодательную работу и снизил ее оперативность, это бесспорный факт. Подобная беготня парламентариев и работников аппарата парламента отрицательно отражается на производительности их труда. Правительство и парламент тесно связаны друг с другом, искусственное их разделение является преступлением.

Нахождение парламента в Кутаиси усложняет дело иностранцам. Приехавшие на короткий срок иностранные парламентарии должны ехать в Кутаиси для того, чтобы встретиться со своими коллегами, или же вынуждены  встречаться с членами парламента Грузии в какой-либо гостинице в Тбилиси, что связано с лишними расходами. Бюджет Грузии не так велик, он не в состоянии выдержать подобного рода нелепости.

Кроме указанного дискомфорта недопустимо тратить бюджетные средства на оплату съемных квартир парламентариев и  работников аппарата парламента в Кутаиси. И все это оправдывается так называемой идеей развития Кутаиси. Для развития города необходимо выработать серьезный проект, согласно которому должен быть составлен  культурно-экономический план с учетом местных возможностей. Подобный план необходимо выработать для каждого города. В противном случае гипертрофированный рост Тбилиси станет более заметным.

           Выиграл ли Батуми что-либо от переноса Конституционного суда? Ничего, государство же понесло убытки, причем значительные. Страна не должна руководствоваться «заскоками» одного человека, будь это даже президент. Данное положение должны осознавать все – как действующие политики,  так и  люди, желающие прийти в политику в будущем.  На осуществление высказанных наобум идей уходят не только огромные бюджетные средства, но и неоправданные затраты труда.

 За ненароком (думаем, так оно и было) брошенной Иванишвили фразой  по поводу необходимости контроля над парламентом последовало другое высказывание, которое наглядно показало, что между желанием контролировать и возможностью контролировать существует большая разница. 

У премьера, желающего контролировать парламент, под контролем должен находиться как минимум тот орган, который, бесспорно, должен быть строго подконтролен ему как премьер-министру – это правительство и аппарат премьера. Последние события, визиты в Ереван, Давос, и пресс-конференции выявили полностью противоположную картину, т.е. налицо бесконтрольность, плохо сформированная машина государственного управления, отсутствие необходимой государственной субординации, полная некомпетентность государственных служащих в этом важном деле.

На пресс-конференции мы и, что важнее, Иванишвили с прискорбием узнали о развлекательных вояжах за границу вице-премьера и министра обороны Аласания. Министр не поставил премьера в известность  о своих передвижениях и позволил себе выехать за границу и посетить три страны. Подобные недоразумения не происходят ни в одной стране. О поездках собственного министра премьеру, стремящемуся держать под контролем своих подчиненных, сообщили на пресс-конференции журналисты.

Государственный аппарат любой страны является  главным инструментом иерархического, рангового подчинения. Этим обусловлена государственная дисциплина, искреннее отношение к труду, выполнение государственных заданий, уважительное отношение служащих друг к другу и к государству.

Налаженная государственная машина должна успешно контролировать любое звено государственной системы, т.к. страна в целом зависит  от  эффективной работы  государственных звеньев. Легкомыслие, нежелание работать, коррумпированность вышестоящих звеньев оказывают плохое воздействие на деятельность нижних звеньев, которые быстро перенимают отрицательный пример и начинают работать спустя рукава.

Неналаженность государственного аппарата, выявленные в течение последних девяти лет осознанные или неосознанные действия, прелюбодеяние, траты государственных денег и разлекательные вояжи подорвали авторитет «националов» и государства в целом.

За 20 лет независимости не было сделано ничего, что способствовало бы развитию страны или формированию государственной машины. К 20-ой годовщине мы увидели, что подобная машина в Грузии явно неэффективна, а точнее – бесплодна. Что еще можно сказать в ситуации, когда премьер-министр не знает, где находится его министр. Министр, со своей стороны, не знает, что, прежде чем выйти из кабинета, он должен согласовать с премьером  свои передвижения и поставить его в известность, куда и с какой целью направляется. Если же министр поступает подобным образом сознательно, значит он ни во что не ставит премьера и не считается с ним.  И то, и другое является недопустимым.

Еще один вопрос, не менее важный. На какие средства ездил Аласания за границу? Вряд ли на собственные. Он использовал бюджетные средства, т.е. деньги, добытые трудом населения Грузии. Что же мы имеем? Представители «Грузинской мечты» грезят о том же, что и «националы»? За что же мы тогда осуждали этих последних? Двигаясь такими темпами, новое правительство скоро обгонит «националов», которые не оставили без внимания ни один континент, ни одну страну, ни одну экзотическую  область, посетили их все, тратя при этом бюджетные средства.

Традиция систематических шатаний по зарубежным странам была основана во времена Шеварднадзе при парламенте Жвиния. Тогда они называли себя «молодыми реформаторами», чтобы развеяться и отдохнуть от тяжелой жизни в Грузии они отправлялись в зарубежные вояжи – как минимум трижды в месяц. Кроме  «командировочных» они брали средства из бюджета парламента (по 5 тысяч долларов) «на непредвиденные расходы».

Это происходило в нищей Грузии того времени. Путешествия ради путешествий, а не ради государственных дел. После прихода к власти программу вояжей еще более усовершенствовали, на это ушли миллионы государственных денег. Что может быть лучше пятизвездочных отелей, лимузинов, самолетов с салонами первого класса и прочих благ?

Видимо, представителей «Грузинской мечты» также соблазняют подобные вещи, они ведь в прошлом были членами «Единого национального движения». И не только соблазняют.  Их увлекают не только зарубежные вояжи, но и премии. В течение 100 дней правительство, как говорят «злые» языки, трижды наградило себя премиями. Что же получил народ? «Комбинацию из трех пальцев» и «приторные» обещания в виде повышения мизерных пенсий.

Народ связывал с новым правительством совершенно другие надежды. В первую очередь, люди ожидали восстановления справедливости, упразднения стиля жизни, сформированного обнаглевшей властью, сглаживания социальной разницы, установленной Саакашвили, между чиновниками и остальным обществом и т.д.

К сожалению, пока эти ожидания не оправдались, и учитывая предприимчивость правительства,  скорее всего не оправдаются. Как не похоже правительство Иванишвили  на новое правительство Олланда (во Франции). Олланд выполнил обещание, став президентом, он сразу же значительно сократил  зарплату президента и членов правительства. О премиях и речи не было. Президент и члены правительства пересели с фешенебельных лимузинов на экономные автомобили и т.п. Правительство Иванишвили приобрело бы преданную любовь широких слоев общества, поступи оно подобным образом.

Видимо, грузины не могут противостоять  государственному соблазну, т.е. силе, которая обеспечивает высокие зарплаты, трудоустройство родственников, высокие премии, бесконечные зарубежные вояжи, «крышевание» разного рода  бизнеса и другие «блага».

«Что же делать, таковы мы, грузины», - оправдывается премьер, человек, который лично должен бороться с перечисленными пороками и собственным примером доказывать всей Грузии, что подобные грузины и Грузия неприемлемы. Кто должен воспитывать народ, конечно же, честное и мудрое правительство, честная и мудрая интеллигенция, а не та жадная и ненасытная, которую Гамсахурдия называл «красной».

Знание премьером дела продемонстрировали и другие «нюансы». Первым был случай, связанный с заместителем министра иностранных дел, когда  так называемый дипломат не смог выполнить задание премьера и не приготовил  соответствующий материал для визита в Армению, называемый на дипломатическом языке разговорником.

Вашакидзе, окрещенный Масс-медиа «корифеем» дипломатии, не справился с азбукой дипломатии и в свое оправдание свалил все на неправильный внешнеполитический курс Иванишвили, хотя составление разговорника не должно являться проблемой для заместителя министра или любого дипломата. Справедливо возникает вопрос – где находился министр перед важнейшим официальным визитом премьера? Вместо того, чтобы активно участвовать в его подготовке, он сам находился с визитом в Прибалтике.

Несколько слов о т.н. официальных визитах. Министры,  их заместители и т.п., желающие посетить зарубежные страны за государственный счет, не упускают ни малейшего шанса оформить себе командировки. Поступает огромное количество приглашений из разных стран, которые, естественно, оплачиваются приглашенными. Подобным образом отправляются в командировки за границу наши уважаемые министры, особенно министр иностранных дел. И ни одного документа, хотя бы на одной странице, об итогах командировки. Письменный отчет министра стал бы нужным документом для последующего.

Новый человек начинает работать по-новому, создается впечатление, что он открыл новую планету. Грузия не принадлежит к числу стран, играющих ведущую роль на мировой арене. Ее министр иностранных дел не должен без устали колесить по всему миру. Министр не должен мчаться сломя голову при каждом звоне бокалов. У него и так много возможностей посетить другие страны и принять участие в мероприятиях, которые необходимы для страны. Каждодневная деятельность министра должна быть направлена на формирование и совершенствование  всех звеньев вверенного ему  министерства, он не должен тратить время  на бесцельные скитания по чужим странам.

О крайне неудовлетворительной работе министерства свидетельствует тот факт, что премьер-министр не получает соответствующую каждодневную информацию, что  наглядно проявилось во время пребывания Иванишвили в Давосе. На просьбу журналистов прокомментировать встречу Патриарха Грузии и Путина удивленный Иванишвили искренне ответил, что ничего об этом не знает, затем он спросил кого-то, почему его не поставили в известность.

Приведенные примеры могут  показаться незначительными. Однако напомним, что именно невыполнение «незначительных» дел вызывает появление правительственных «трещин», являющихся предвестниками будущего разрушения.

100 дней работы нового правительства (кроме обещанной приятной жизни) дают пищу для размышлений. Основу для подобных размышлений создает  государственная машина,  не налаженная и малоэффективная. Будем надеяться, что витающее в облаках правительство опустится в конце концов на землю нашей горемычной страны и примется за работу засучив рукава.

 

Гамлет Чипашвили 

Статьи по теме
Партнёры