Наша страничка на Facebook
Партнёры
Главная страница
Анализ
13.10.2012
Новая внешняя политика Грузии

Одно из главнейших направлений внешнеполитической программы Бидзины Иванишвили это урегулирование отношений с Российской Федерацией с сохранением западной ориентации, включая интеграцию в Североатлантический альянс. Разрыв отношений с Россией, последующий за войной 2008 года и признанием грузинских территорий в качестве "независимых" со стороны Москвы, наверное, является самым тяжелым наследством, доставшимся от режима саакашвили. Какие бы добрые отношения ни сложились между новым руководством Грузии и руководством России, как бы ни дружили грузины и русские на человеческом уровне, режим саакашвили создал проблему, которая будет очень обременять двухсторонние отношения и в будущем.

  Хотя российский фактор по отношению к Грузии не исчерпывается лишь территориальным вопросом. Б.Иванишвили хорошо осознал и подтвердил, что в деле экономического возрождения Грузии огромное значение приобретает возвращение грузинской продукции и грузинской рабочей силы на российский рынок. Если бы Грузия могла развивать свою экономику без России, тогда можно было бы сперва делать акцент на развитие экономики, а диалог с Россией можно было бы отсрочить на более поздний, удобный момент. Однако быстрое восстановление отношений с нашим северным соседом необходимо для грузинской экономики. Возобновление торговых сношений даст возможность вздохнуть среднему классу - настоящим бизнесменам, а не монополистам, очередь котортых стала у двери Иванишвили, после его впечатляющей победы на выборах. Но возникает вопрос, захочет-ли сама Россия восстанавливать торгово-экономические отношения с Грузией тогда, когда новая власть с не меньшей энергией, чем предыдущая, продолжает декларировать курс интегрирования Грузии в НАТО?

  Победа блока Иванишвили в России была встречена сдержанно, но все же вызвала в основном положительные оценки. На уровне премьер-министра Медведева, а также влиятельных представителей Государственной Думы был высказан осторожный оптимизм в связи с будущим русско-грузинских отношений. Это сигнал со стороны российской власти. Россия не будет против, восстановить дипотношения с Грузией, а это обязательно повлечет за собой и восстановление торгово-экономических отношений. Хотя другой вопрос, насколько скоро это может случиться. В данном вопросе грузинской стороне следует проявить дипломатические способности.

  В первую очередь, надо выполнить обещание Бидзины Иванишсвили, что грузинская сторона вернется к этическим нормам дипломатии и откажется от безответственной, похабной риторики в адрес России и ее руководства. Сделать это очень легко. Вместе с тем придется учесть границы эксплуатации некоторых политических терминов, в первую очередь, термина "оккупация". Грузинской стороне придется в значительной степени ограничить использование этого слова. Дело в том, что насажденный режимом саакашвили термин "оккупация", который разделяет немало оппозиционеров, в английском языке звучит относительно нейтрально, в любом случае не так оскорбительно, как в русском. Если сказать русскому человеку, что он оккупант, это то же самое, если сказать, что он фашист. А назвать кого-то фашистом в России, как известно, оскорбление хуже мата. Естественно, в таких условиях не получится диалог с российской стороной. Кроме того, тоже факт, что российские войска расположены на территориях, признанных Международным правом частью Грузии - без разрешения на то Грузии. Так какой выход, как можно отразить существующую реальность грузинской стороне так, чтобы в отношениях с Россией не был бы использован термин "оккупация"? Я, как политолог - специалист по международным отношениям и проработавший 8 лет в сфере внешней политики бывший госслужащий, предлагаю общественности, сделать акцент не на "оккупации", а сфокусировать внимание в диалоге с Россией на неприемлемости нами ПРИЗНАНИЯ со стороны России Абхазии и Южной Осетии. Мы должны подчеркнуть ошибочность и неприятие признания Россией наших территорий, а не обвинять ее в оккупации.

  Что касается муссирования вопроса НАТО, это может помешать успешному развитию диалога с Россией уже на раннем этапе. Существует геополитическая реальность: в концепции своей безопасности Россия особое значение придает южному - кавказскому флангу. Для российских интересов категорически неприемлемо (подчеркиваю слово - категорически!) нахождение какого-либо южнокавказского государства, в том числе и Грузии, в составе НАТО. Это реальность, которая не нуждается в особом обосновании и не выдумано мною. Если мы на этом фоне начнем "обяснять" России, что стремление Грузии в НАТо якобы "не представляет опасности" для нее, мягко говоря, наивность. Опыт балтийских стран в данном случае не должен рассматриваться вообще. И вот почему:

 

а)Кавказ является "мягким подбрюшьем" России, в отличие от Прибалтики, где у России нет слабых точек и членство балтийских стран в НАТО ей не сможет создать настолько больших проблем. Поэтому у России будет иная реакция на членство Грузии в НАТО, нежели имела в момент вступления Прибалтики.

б) У прибалтийских стран, особенно у Эстонии, а также Латвии, вовсе не хорошие отношения с Россией. Эти отношения натянуты и зачастую имеют скандальный характер. Прибалтийские республики с самого начала пытались использовать Грузию в своем антирусском курсе, постоянно подстрекая нашу общественность и власть против России. Именно поэтому имела место такая сильная поддержка со стороны Эстонии и Латвии, а также влиятельных литовских политиков в пользу саакашвили - они не хотели, чтобы ругающая Россию власть Грузии сошла с политической сцены.

 в) НАТО не сможет защитить неприкосновенность этих республик от России, они могут быть легко смыты Россией в Балтийское море в случае серьезного конфликта. Мотивация России в таком конфликте будет значительно выше, чем у Запада, который не будет рисковать собой из-за периферийного региона, и не объявит атомную войну России, а по-другому остановить российскую армию будет невозможно. Это тем более касается Грузии. Членство в НАТО вовсе не означает гарантию нашей безопасности.

г) И, что самое главное, у балтийских стран нет потерянных территорий, как у Грузии, и конфронтационный режим с Россией для них не смертелен хотя бы с этой точки зрения. В нашем же случае, абхазы и осетины наотрез отказываются рассматривать вариант дистанцирования от России и интеграции в НАТО. Получается, что нахождение Грузии в составе НАТО вместе с Абхазией и Южной Осетией, как минимум на данном этапе, невозможно.

 

  Вместе с тем следует учесть, что электорат Иванишвили - народ, избравший "Грузинскую мечту", скептически смотрит на размещение военных баз НАТО в Грузии и отправку грузинских солдат в разные "горячие точки" мира (на эту тему Институт Евразии провел опрос в масштабе Грузии, итоги которого были представлены общественности 25 сентября) - именно в таком состоянии будет находиться Грузия перманентно, если вступит в ряды НАТО. Соответственно, нельзя приносить в жертву ожидания грузинского народа риторике типа "хотим в НАТО", тем более, как мы уже отметили выше, путь экономического возрождения Грузии проходит через Россию, а не НАТО.

 Мы вовсе не призываем к замене антироссийской риторики на антинатовскую. Существует некая дипломатическая формула, дающая возможность, не вызвать раздражение России и вместе с тем не вступить в конфронтацию с Западом (НАТО). Это опять-таки вытекает из существующей реальности. В частности, как известно, чиновники НАТО не называют сроков вступления Грузии в эту организацию, принятие Грузии в НАТО далекая перспектива. Россию раздражает декларирование желания Грузией интеграции в НАТО и лишняя ее активность в этом направлении. Достаточно, чтобы указанная активность и декларирование прекратились, как появится определенное доверие в русско-грузинских отношениях. Постепенное ограничение такой активности (что самое главное - тщетной активности) будет усиливаться после прихода во власть Иванишвили, если мы действительно хотим нормализации отношений с Россией. Повторюсь, что это не означает переход в режим противостояния с НАТО и отказ от партнерства как такового. Идеальная формула, которую должна бы озвучить грузинская власть, по нашему мнению, такова: "Власть Грузии заявляет, что НАТО еще не приглашал Грузию в свои ряды. Если Североатлантический альянс официально предложит Грузии членство, мы рассмотрим этот вопрос". Пускай НАТО и решает, когда нас приглсить, наши разговоры и демонстрация желания все-равно не имеют смысла. Грузия для НАТО не менее значима, нежели НАТО для Грузии, поэтому мы никак не должны оказаться в роли просителя перед НАТО. Это ограничивает дееспособность и суверенитет Грузии. Нужна активная, независимая, ориентированная на грузинские интересы политика. Нужно помнить, что кроме Грузии ни одна бывшая постсоветская республика не выражает желание вступить в ряды НАТО. Нельзя пытаться плыть против течения, а-то утонем.

Наконец, добавлю, что также нужно активизировать экспертный диалог как между грузинскими экспертами, так и между грузинскими и российскими экспертами. Призываю всех коллег, включиться в данный процесс.

 

Гулбаат Рцхиладзе

Статьи по теме
Партнёры